Цвет в различных культурах мира

Во все времена народы мира обращались к языку цвета, чтобы выразить свои чувства и мысли. Интересно, что значение разных красок в течение веков изменялось, или могли одновременно существовать противоположные толкования. Это свидетельствует о том, что влияние цвета на физиологию человека неоднозначно, и ученые не могут достоверно объяснить, почему, например, для японцев черный – символ радости, а для славян - мрака и траура.

Восточные культуры очень трепетно относятся к цвету, придавая ему не только символическое, но и прямое значение. Например, в японском театре Кабуки: если у героя голова повязана фиолетовой повязкой, значит, он смертельно ранен. Преобладание какой-либо краски в кимоно актера указывает на черты его характера. В Китае белый символизирует смерть. Просветленные буддийские монахи ходят в оранжевых одеяниях - это смесь солнца и огня, которая обозначает достижение духовного совершенства.

Индейцы и африканские бушмены разрисовывали свое лицо, собираясь на охоту или выходя на тропу войны. Красочный и очень сложный рисунок призывал богов удачи, которые должны были помочь выследить и убить зверя или победить в сражении. Для ритуальных танцев, например, призывающих дождь, или изгоняющих злых духов, человека раскрашивали для роли, изображая на его лице морду животного или страшную гримасу демона.

В средние века рыцари выбирали для своих гербов один или два цвета, символизирующие важные для них качества. Представители шотландских кланов до нашего времени носят килты в клетку фамильной расцветки.

Интересно, что в разных климатических зонах заметно отличается насыщенность тонов. Чем севернее местность, тем спокойнее, приглушеннее краски.

Скандинавы создали свою манеру отделки внутренних помещений. В их интерьерах преобладают светлые тона и натуральное дерево, оттенки хвои, холодного моря, бледных луговых цветов. Предпочтение отдается однотонной мебели, коврам и обоям. С другой стороны, одежду натуральных тонов зачастую дополняют ярко-красные детали.

Почти полная противоположность холодному северу– марокканский стиль, очень яркий, с множеством деталей и узоров. Не случайно именно здесь возник термин «арабеска» - музыка для глаз. Сине-зеленые орнаменты из стилизованных растений и геометрических фигур покрывают стены домов и минаретов сплошным ковром. В отделке используются множество тонов красного – от терракотового до малинового и лилового. Возникают, казалось бы, самые не сочетающиеся смеси: зеленый и фиолетовый, или сиреневый и оранжевый. Этот край был источником вдохновения для Матисса, непревзойденного мастера цветовых контрастов.

На европейцев очень повлияли особенности церковной иконописи, берущей начало в Византии. Цвета в ней были строго определены уставом, и состояли только из синих, золотых, белых, оранжевых и зеленых тонов.

С приходом Возрождения мастера начинают пользоваться сочными, яркими красками. Синий с золотым подбоем плащ Богоматери символизирует небо, а темно-красное платье – страдание за сына и безмерную любовь. Белые пеленки, в которые завернут Христос, - это чистота его мыслей и отсутствие грехов. Фиолетовый – это символ страдания, «страстей господних».

По колориту картин выдающихся художников можно понять, какие времена переживала тогда страна. Инквизиция оставила свой след на темных, напряженных полотнах Эль Греко. Во Франции в период промышленного переворота улучшается уровень жизни – и картины импрессионистов светлые, радостные и прозрачные.

Раньше по раскраске одежды можно было определить, откуда происходит и где живет человек. Теперь национальные и географические различия благодаря развитию культуры сгладились, и больше проявляются не традиционные особенности, а личностные пристрастия.
Цвет в различных культурах мира